Режиссёр Михаил Макаренков юные годы провёл в Алексевском
Сегодня, 26 сентября, свой день рождения отмечает знаменитый журналист, режиссёр, телеведущий, продюсер и клипмейкер Михаил Макаренков. Его творческий путь начался в конце 80-х, на волне гласности и перестройки, а детские годы прошли в Алексеевском районе Москвы. О работе на телевидении, съемках первых коммерческих видеоклипов он рассказал в интервью корреспонденту газеты «Звёздный бульвар».
— Михаил Михайлович, вы учились в МГУ на факультете журналистики. Насколько я знаю, вас изначально планировали отправить по распределению в далекий сибирский город?
— Да, все верно. Я учился в телевизионной группе, нас тогда набрали всего 17 человек. Учеба закончилась в 1986 году. Помню, как я пришел комиссию, и декан «осчастливил» новостью, что меня планируют отправить в город Тура в Эвенкийский автономный округ (сейчас район в составе Красноярского края – прим. ред.) на три года. Я говорю ему: «Это где вообще? Что я там буду делать?». Он улыбнулся и ответил мне, что там красиво, в этом месте водятся олени. Я ему опять говорю: «Да меня забодают там эти олени». Он уже смеется и говорит: «Да, ничего страшного, возьмёте огненной воды, бусы, вернетесь обратно в Москву в мехах, да на оленях». К счастью, внес он меня в этот список только карандашом, дали время подыскать место получше. Я уехал со своей рок-группой в Сухум, к морю, нас пригласили выступать в университетский лагерь. Неожиданно из Москвы приходит телеграмма от отца, меня приглашают в редакцию 3-го телеканала. Так и я попал в Останкино.
— Над какими проектами работали в то время?
— Сначала мне дали какую-то скучную программу, я мучился с ней целых два месяца. Передача в эфир так и не вышла. Вскоре мне предложили попробовать свои силы в передаче «Добрый вечер, Москва» в должности музыкального редактора. У нас стояла современная техника, которой почему-то никто не пользовался. И вот в один день мне предложили снять что-нибудь интересное для нашей программы. В то время я часто бывал на «Музыкальном ринге», общался с молодыми музыкантами. Так и возникла идея сотворить первые клипы. В парке «Царицыно» за один день я снял клип на песню «На заре» группы «Альянс» и «Конструктор» для группы «Биоконструктор».
— В конце 80-х на телевидении появились первые прямые эфиры с концертов. Вы их тоже снимали?
— Да, со временем я набил руку на музыкальных номерах. Летом я решил снять в прямом эфире концерт рок-группы «Круиз» во дворце культуры МАИ. Получилось очень эффектно. Я выдал в эфир восемь номеров, которые сам и озвучивал. На следующий день начальство устроило мне жуткий разнос. На комсомольском собрании меня отчитали по полной программе со словами: «Кто дал разрешение выпустить в эфир этих разукрашенных и длинноволосых подонков?». В качестве наказания меня сняли с должности музыкального редактора и отправили работать корреспондентом.
— Удалось справиться с этой задачей?
— Сначала я решил, что мое счастье на этом закончится. Мне поставили, на первый взгляд, странную задачу – ездить по городу, искать и снимать происшествия. Я начал экспериментировать, так и появилась программа «Экспресс-камера». Помню, как мы из обычного прогноза погоды сделали настоящее шоу. Оператор залез в воду, а я брал интервью у девушки, спрашивал, какая в столице ожидается сегодня погода. Она говорит: «Сегодня жарко, я устала, пойду купаться». Я пошел следом за ней, зашел в воду по пояс, а затем нырнул в воду с головой. На следующий день меня стали узнавать на улице.
— Многие помнят вас по программе «Утренняя почта», которая в то время пользовалась большой популярностью у телезрителей. В некоторых эфирах появлялись музыкальные номера с загадочными буквами СММ. Расскажите, что они обозначают.
— Идея снимать клипы пришла совершенно спонтанно. Сначала это были небольшие нарезки с концертов, выступлений артистов. Помню, как мы снимали номер для Дмитрия Маликова. Я работал режиссером, сидел за пультом и переключал кнопки, менял кадры, а концерт снимали 4 оператора. В «Утреннюю почту» в 1989 году меня пригласил мой директор Владимир Цуканов. Он хотел, чтобы я работал именно корреспондентом программы. Я ему сказал, что могу не только говорить, но и снимать, придумывать рубрики. Так и получилось. Я работал ведущим, режиссером, монтажером, сценаристом, редактором. Делал всё сам, и мне это нравилось. Аббревиатура СММ расшифровывается очень просто – Сам Михаил Михайлович. Многие по ошибке считали, что это Студия Михаила Макаренкова.
— Знаю, что вы снимали клипы для Игоря Талькова, Владимира Кузьмина, Александра Барыкина, Ольги Кормухиной и еще многих других известных исполнителей. Вы ведете счет своим работам?
— Одно время я вел список. Насчитал примерно 530 клипов, но их явно больше. Только за первый год я официально выпустил в эфир 86 клипов. Снимал в достаточно плотном графике: 6 дней шли съемки в студии, 6 дней — натурные съемки, 6-7 дней уходило на монтаж. Также снимал фильмы-концерты Валерия Леонтьева, Вячеслава Добрынина, Виктора Цоя, музыкальные телепрограммы, рекламу. Все работы и не вспомнить.
Сейчас Михаил Макаренков живёт в Алексеевском районе. Спустя много лет, он вернулся в то место, где прошли его детские годы. Квартира нашего героя находится в том же самом доме, только в другом подъезде. По словам Михаила, в Алексеевском часто можно встретить творческих и интересных людей: актёров и режиссёров, артистов и музыкантов. Это для них в определенном смысле место силы.
Продолжение следует…